MICE&more — издание нового поколения

Как защитить свою интеллектуальную собственность

Следующий материал Как защитить свою интеллектуальную собственность о деловом туризме mice майс

В настоящее время практически во всех средних и крупных компаниях проводятся тендеры  (конкурсы) на право заключения договора на проведение работ, оказание услуг или поставку продукции. MICE-индустрия вынуждена постоянно участвовать в такого рода конкурсах, но не всегда с пользой для своей компании, а порой и с потерями. 

Зачастую концепция или сценарий мероприятия — составная часть тендерной документации, и без ее предоставления дальнейшее участие в конкурсе невозможно. Но мы нередко сталкиваемся с тем, что организатор тендера заранее знает «победителя», а сам конкурс — всего лишь формальность. Более того, по окончании тендера организатор использует часть материалов, полученных от не выигравшего участника, и проводит мероприятие по его концепции. Заказчики при этом могут искренне не догадываться о нарушении прав MICE-агентства и действующего законодательства.

Каким же образом можно обезопасить свою интеллектуальную собственность и предупредить организатора тендера о возможных последствиях ее неправомерного использования?

С правовой точки зрения концепцию мероприятия, включая сценарий, можно рассматривать в качестве объекта интеллектуальной деятельности, а значит, права на такие объекты подлежат защите.

В силу статьи 1225 Гражданского кодекса РФ к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, — то есть к интеллектуальной собственности — относятся в том числе: 

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) исполнения;

3) фонограммы;

4) фирменные наименования;

5) товарные знаки и знаки обслуживания.

При этом к произведениям литературы и искусства относятся: литературные произведения;  драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; другие произведения.

Таким образом, если MICE-агентство передает один или несколько из перечисленных объектов  организатору тендера, то как агентство, так и организатор тендера должны знать о правовых последствиях несанкционированного использования.

Рекомендую известить организатора тендера до предоставления документов о том, что:

- в состав документации, предоставляемой на тендер, входят объекты интеллектуальной  собственности. И перечислить их в зависимости от ситуации (например, сценарий мероприятия, фотографии, товарные знаки и прочее);

- исключительные права на объекты интеллектуальной собственности принадлежат агентству;

- использование объектов интеллектуальной собственности запрещено без согласия агентства и возможно только на основании договора;

- использование результата интеллектуальной деятельности без согласия агентства является незаконным и влечет ответственность, установленную гражданским, административным и уголовным законодательством.

Такое уведомление или заявление желательно вручить полномочному представителю организатора тендера или, в крайнем случае, направить его заказным письмом с простым уведомлением.

Можно отдельно обратить внимание организатора, что, защищая исключительные права,  агентство вправе требовать возмещения убытков и выплаты компенсации за нарушение указанного права. Статьей 1301 ГК РФ установлена ответственность за нарушение исключительного права на произведение, размер компенсации установлен от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, но конкретный размер определяется судом исходя из характера нарушения.

Кроме того, можно использовать в своей работе и другой правовой инструмент, а именно подписывать с заказчиком соглашение о неразглашении информации и в нем перечислять ту информацию, которую передает агентство в процессе участия в тендере.

Также можно посоветовать вести протокол встречи в случае, если в ходе разговора предполагается озвучить концепцию и часть сценария. Протокол после встречи необходимо подписать как организатору, так и агентству.

Стоит ли агентству использовать в работе приведенные модели защиты интеллектуальной собственности, решать необходимо руководителю, учитывая специфику организатора и иные обстоятельства взаимоотношений с организатором.

Обращаю внимание на то, что у организатора есть все основания запросить документы, подтверждающие права на объекты интеллектуальной собственности. Поэтому агентству нужно заранее подготовить необходимые документы для их предоставления (например, служебные задания, договоры с авторами и прочие).

Предложенные мной в данной статье рекомендации не являются панацеей и не гарантируют полную защиту от недобросовестных заказчиков, однако следование им поможет минимизировать риски, а в случае отстаивания позиции в суде увеличит вероятность принятия судом вашей позиции.

Другие статьи

По всем вопросам обращаться по телефону

8 (917) 584-39-39

Электронная почта

editor@miceandmore.org

Facebook

miceandmorerus

Физический и юридический адрес

Юридический адрес: 101000, Москва, Архангельский переулок, 9

Номер лицензии

No ПИ No ФС 77 – 62901

Дизайн и печать журнала

Prime Time. Events. Design. Communications

Создание сайта —

GLYF

© 2017-2019 MICE&more. Все права защищены